Я прошу тишины в зале! Как насчет внимания?

Выступаете ли вы перед одним человек или перед большой группой людей, ваш ораторский успех в любом случае определяется количеством внимания, которое отдает вам аудитория. Все выступающие часто сталкиваются с ситуацией, когда их выступление – одно из многих. Это прекрасный шанс либо абсолютно провалиться, либо сделать выводы из предыдущих презентаций и поднять тонус аудитории. Все хотят, чтобы именно их идея запомнилась и начала обсуждаться, чтобы именно их проект выиграл тендер или привлек внимание инвесторов. Вопрос: сколько внимания во временном эквиваленте готовы уделить вам люди в аудитории? Ответ: столько, сколько попросите. Вот только нужно уметь просить. 

Деньги не воодушевляют

Самому выступающему должен быть понятен ответ на простой вопрос: зачем нужно то, что он говорит; зачем тот продукт, о котором он говорит; зачем тот проект, о котором он говорит? Например, молодые предприниматели делятся на две категории: те, которые горят своей идеей и хотят делать отличный продукт, который многим людям принесет пользу.

Вторая категория – это те, кто просто подхватывает какую-то идею и ставит во главу угла получение денег на проект. Это разная глубина смыслов, и это абсолютно разные движущие силы. Когда нас воодушевляет сама идея, мы видим, что она принесет пользу кому-то, кроме нас самих, ею гораздо легче заразить аудиторию. Когда же бизнесмен думает только о деньгах, появляется узкий смысл, который направлен именно на самого выступающего. Он получил деньги на проект, этим достиг своей цели, какое уж тут воодушевление?..

Если мы хотим передать идею и заразить ею других людей, финансового смысла будет недостаточно, он просто не воодушевляет. Аудитория должна понять вашу идею и поверить. А этого можно добиться лишь в том случае, если сам человек полностью понимает, для чего он это делает и какой в этом смысл.

Работай с эмоциями

Мы часто сталкивались с ситуацией, когда выступления и презентации проходят на одной эмоциональной волне. Человек говорит в одном ритме, с одним выражением лица, с одной интонацией голоса. Кроме того, неэмоциональный выступающий часто не учитывает эмоциональное состояние аудитории, перед которой выступает. Например, если презентатор вышел после виртуозного выступающего, который поднял всем настроение, и стал рассказывать о своих идеях монотонно, аудитория может не принять резкий эмоциональный переход. Другое дело, если сделать некую эмоциональную подстройку к тому, что было до этого, – например, рассказывать историю в продолжение той шутки, которую рассказал предыдущий оратор. Тем самым выступающий присоединяется к эмоциональному настрою аудитории и может вести ее за собой.

Если вы обратите внимание на эмоциональный фон аудитории, это сыграет вам только в плюс. Особенно актуальны эмоции, когда вы выступаете перед большой группой людей, среди инвесторов, которых вы хотите привлечь в ваш проект. Выступление же перед одним человеком позволяет задавать вопросы, вступать в некий диалог. С группой это сделать сложно, потому что она может быть больших размеров, для этого требуются особые навыки. Что касается выступления перед одним человеком, здесь можно просто поговорить по душам. «Я вижу, что вас что-то беспокоит. Может быть, мне начать с чего-то другого, а не с того, с чего я начал?» – говорит выступающий своему будущему инвестору.

Смотри в оба

Это физический уровень энергии. Например, если человек предлагает улучшить сеть фитнес-центров и утверждает, что большой специалист в фитнесе, а выглядит при этом обрюзгшим, аудитория ему не поверит. Но такой неспортивный человек приходит и говорит: «Друзья, я знаю, какие нужны сейчас фитнес-центры, я знаю, что есть много людей (приводит статистику), у которых такой же живот, как у меня, и они все очень хотят от него избавиться. И мы придумали фитнес-центр, в котором будут специальные тренажеры». Дальше выступающий наглядно показывает, какие именно упражнения будут выполнять люди с такими же проблемами. Это позволит вовлечь аудиторию в процесс. Для многих очень важно пощупать, попробовать, самому поучаствовать в процессе, чтобы во что-то поверить или самому в чем-то убедиться. К сожалению, такой источник энергии часто игнорируется.

Еще одно проявление источника действий – это работа с аудиторией глазами. Чье внимание мы получим? Только того человека, в сторону которого смотрим. Он поймет, что вы рассказываете именно ему, только тогда, когда встретится с вами глазами. Все специалисты по публичным выступлениям рекомендуют общаться с аудиторией глазами, постоянно смотреть на разных слушателей и на несколько секунд задерживать взгляд на одном человеке, рассказывать ему лично. Как показывает практика, когда человек не получает свою порцию внимания от выступающего, он попросту перестает слушать.

Благодарная аудитория

Этот источник энергии зависит от включенности аудитории в создание презентации или выступления. Сложный прием, но если понять его принцип, можно с успехом его использовать. Вы задаете вопрос аудитории, и она становится соавтором презентации. Например, выступающий спрашивает: «Дорогие друзья, чего бы вы не хотели видеть на своей свадьбе?»  Аудитория начинает набрасывать варианты ответа, несколько пунктов. Тут выступающий достает из кармана листок бумаги, на котором написаны примерно те же варианты ответов. Здесь важно, что каждый из тех, к кому выступающий обратился с такой просьбой и вопросом, почувствует свою причастность к созданию некоего тематического блока, это помогает также сосредоточить внимание аудитории. Такой прием можно использовать 2–3 раза за выступление, в зависимости от его размеров.

Это сильный способ вовлечения аудитории в создание теоретической базы. Кроме того, нужно благодарить аудиторию за хорошую идею, идею для проекта или презентации, которую подкинули выступающему из зала. Эти предложения бывают ценными, так как человек со стороны видит всегда больше, чем человек, погруженный в процесс. Аудитория всегда будет благодарить за то, что вы ее благодарите.

Максим Ламанов
источник Slon, 5 Августа 2013

Наши статьи

Статьи коллег "по цеху"